Пятница, 21.02.2020, 05:56
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 109
Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2011 » Декабрь » 28 » Как потребителю защитить свои права
09:51
Как потребителю защитить свои права

Правоведение

Как потребителю защитить свои права

Все мы ежедневно совершаем различные покупки, пользуемся услугами, то есть вступаем в правоотношения, которые регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Нередко в нашей жизни случаются ситуации, когда мы приобретаем некачественный товар. Далеко не все граждане знают и владеют информацией, как правильно поступить в указанной ситуации.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Все перечисленные выше требования в отношении недостатков товара потребитель вправе предъявить, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Потребитель (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

В тех случаях, когда потребитель требует замены товара ненадлежащего качества, продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, если необходимый для замены товар отсутствует, то замена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), для этого необходимо обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия. Таким лицом может быть заведующий секцией, отделом, директор магазина.

В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя, частного предпринимателя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть  отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Зачастую такого обращения бывает достаточно для восстановления прав гражданина.

В случаях, когда возникший спор не удалось разрешить в добровольном порядке, согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; по месту жительства или пребывания истца; п месту заключения или исполнения договора.

Согласно требованиям ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако такое освобождение предоставляется, если цена иска не превышает 1000000 руб.

При удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, индивидуального предпринимателя) в пользу потребителя стоимость приобретенного товара, неустойку. За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд взыскивает с продавца штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Также подлежит взысканию и компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, индивидуальным предпринимателем) прав потребителя.

В заключение следует отметить, что непосредственная реализация предусмотренных указанным Законом прав во многом зависит от юридической грамотности потребителей. А также от их настойчивости и желания защитить свои права.

Г. Ерко,

помощник судьи

Давлекановского районного суда.

Просмотров: 728 | Добавил: Асылыкуль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ГУП РБ РИК "Асылыкуль" © 2020
Поиск
Форма входа
Погода
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Ссылки


Архив записей