Правоведение
Как потребителю защитить свои права
Все мы ежедневно совершаем различные покупки, пользуемся
услугами, то есть вступаем в правоотношения, которые регулируются Законом РФ «О
защите прав потребителей». Данный Закон регулирует отношения, возникающие между
потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при
продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права
потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и
безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,
получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях
(исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту
их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Нередко в нашей жизни случаются ситуации, когда мы
приобретаем некачественный товар. Далеко не все граждане знают и владеют
информацией, как правильно поступить в указанной ситуации.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»,
потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были
оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и
(или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели,
артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения
недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или
третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его
счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе
возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и
потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо
иного документа, удостоверяющих факт покупки товара, не является основанием для
отказа в удовлетворении его требований.
Все перечисленные выше требования в отношении недостатков
товара потребитель вправе предъявить, если они обнаружены в течение
гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые
гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе
предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в разумный срок, но
в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные
сроки не установлены законом или договором.
Потребитель (изготовитель), уполномоченная организация или
уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны принять товар
ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку
качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В
случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан
провести экспертизу товара за свой счет.
В тех случаях, когда потребитель требует замены товара
ненадлежащего качества, продавец обязан заменить такой товар в течение семи
дней со дня предъявления указанного требования потребителем, если необходимый
для замены товар отсутствует, то замена должна быть произведена в течение
месяца со дня предъявления такого требования.
Закон «О защите прав потребителей» предусматривает
возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Сущность
внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования
о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю),
для этого необходимо обратиться с устной претензией к должностному лицу
предприятия. Таким лицом может быть заведующий секцией, отделом, директор
магазина.
В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по
устному требованию потребителя удовлетворить его права необходимо составить
претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя, частного
предпринимателя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых
требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В
претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав
потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться
в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального
вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с
приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором
экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом.
Письмо также может быть отправлено по
почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Зачастую такого
обращения бывает достаточно для восстановления прав гражданина.
В случаях, когда возникший спор не удалось разрешить в
добровольном порядке, согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»,
потребитель вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по
выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является
индивидуальный предприниматель, - его жительства; по месту жительства или
пребывания истца; п месту заключения или исполнения договора.
Согласно требованиям ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы
по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты
государственной пошлины. Однако такое освобождение предоставляется, если цена
иска не превышает 1000000 руб.
При удовлетворении судом требований потребителя, суд
взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, индивидуального
предпринимателя) в пользу потребителя стоимость приобретенного товара,
неустойку. За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований
потребителя суд взыскивает с продавца штраф в размере пятидесяти процентов от
суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Также подлежит взысканию и компенсация
морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем
(исполнителем, продавцом, индивидуальным предпринимателем) прав потребителя.
В заключение следует отметить, что непосредственная
реализация предусмотренных указанным Законом прав во многом зависит от
юридической грамотности потребителей. А также от их настойчивости и желания
защитить свои права.
Г. Ерко,
помощник судьи
Давлекановского районного суда.
|