Бонус от республики
Башкортостан формирует условия для
привлечения серьезных инвесторов
компетентно
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов в интервью журналистам
"РГ" оценил экономический потенциал региона и назвал перспективные
точки роста республики.
- Рустэм Закиевич, что можно сегодня сказать об экономическом
"пульсе" Башкортостана?
- Я только что получил данные по экономике республики за
январь - октябрь 2011 года. Индекс промышленного производства составил 109,6
процента, при этом по всем видам и отраслям промышленного производства объемы
растут. В строительстве это 109 процентов, в сельском хозяйстве - 140, оборот
торговли - 105 процентов. Сократилось количество безработных. Эти цифры
свидетельствуют о хорошем самочувствии республики и ее динамичном развитии,
практически все показатели выше среднероссийских.
В то же время мы понимаем необходимость еще большей динамики.
Это связано с необходимостью создания рабочих мест, увеличением темпов роста
зарплаты.
Кроме того, нам нужны новые доходы, новые налоги. Мы
недостаточно профинансированы с точки зрения строительства инфраструктурных
объектов: дорог, школ, больниц, детских садов. Сегодня почти четверть налогов
республика получает от нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности. И мы не имеем права ориентироваться только на одну отрасль.
Нужна диверсификация, необходимы новые предприятия в горнодобывающей
промышленности, в машиностроительном и лесном комплексе и так далее.
Для того чтобы выйти на желаемый объем бюджета порядка 150 миллиардов
рублей, нам требуются дополнительные налоговые поступления - не меньше 30
миллиардов. И решить эту задачу можно, привлекая на территорию республики
крупные и сверхкрупные производства.
Сегодня у нас есть список возможных вариантов размещения подобных
предприятий на территории республики, он включает в себя 20-25 новых объектов.
- Назовите, пожалуйста, эти производства.
- Начну, наверное, с сельского хозяйства, тем более что 40
процентов населения республики живет на селе. Здесь самая большая безработица,
но при этом и самый недоиспользованный потенциал тоже принадлежит селу.
Очевидно, что прорывы нужны именно в агропромышленном комплексе. Только крупное
товарное производство может изменить ситуацию в этом секторе.
И сегодня мы обязаны научиться перерабатывать продукцию и
создавать соответствующие предприятия.
Один из серьезных проектов связан со строительством крупных
животноводческих комплексов республики с производством до 70 тысяч тонн свинины
в год и мяса птицы до 30-40 тысяч тонн в год. Планируется вложить в него от 12
до 14 миллиардов рублей.
Другое направление - переработка зерна и изготовление из него
конечной продукции: не только круп и кормов для животноводства, но и других
продуктов, таких как крахмал, глютен, сахар, сироп, биополимеры. Сегодня
огромный дефицит в биополимерах испытывает вся химическая промышленность мира,
спрос удовлетворен только на 15-20 процентов. Планируем построить в республике
предприятие, которое получало бы такие полимеры, и тем самым
"связать" избытки зерна, которые у нас есть. Этот проект оценивается
в 14 миллиардов рублей в первой очереди и около 10 - во второй. Его
строительство планируем начать через несколько месяцев и завершить в 2013-2014
году.
Кроме того, мы будем вести большую работу по производству
молока. В республике существует, пока в виде ТЭО, проект, согласно которому мы
за 5-7 лет должны отремонтировать и ввести в строй 500 ферм. Это создаст около
50-70 тысяч дополнительных рабочих мест и позволит выйти на производство молока
в 2,5-2,7 миллиона тонн в год. Таким образом, республика выйдет в лидеры
молочного производства России, и ее позиции будут непоколебимы.
Животноводство исконно башкирская отрасль, и мы нисколько не
собираемся уменьшать поголовье крупного рогатого скота. Сегодня готовим новый
проект, призванный помочь личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) в приобретении
высокопроизводительных пород коров. Республика возьмет на себя субсидирование
70-80 процентов стоимости одного такого животного для ЛПХ. А в конечном итоге
вырастет сдача молока. Одновременно по такой же схеме будем предлагать и бычков
производительных пород.
Планируем на следующий год выделить на эти цели порядка
200-250 миллионов рублей, что позволит приобрести до 5 тысяч голов КРС и
передать их в личные подсобные хозяйства. Это совершенно новый проект, наше
ноу-хау и желание помочь развитию ЛПХ.
В машиностроительном комплексе нам важно закрепить позиции
Уфимского моторостроительного производственного объединения, Кумертауского
авиационного предприятия и открыть еще ряд новых производств в Стерлитамаке,
Салавате, Уфе. Мы сейчас направили свои усилия на создание в Уфе центра
машиностроения, в котором будут сконцентрированы современные наработки ученых
республики. По заказам машиностроительных предприятий не только РФ, но и всего
мира здесь будут изготавливаться самые сложные детали.
На подходе реализация проекта "РусГидро" и
французской компании "Альстом" по производству энергетического
оборудования для гидроэлектростанций. Сейчас идет выполнение всех формальных
процедур: регистрация предприятия, открытие счетов, отвод земель,
проектирование. Это сложный и долгий процесс, но мы уверены, что уже весной
2012 года приступим к строительству.
Еще одна крупная тема – лесопереработка. Построим, например,
большой лесоперерабатывающий комплекс в Баймакском районе. В его состав войдут
завод ориентированно-стружечных плит (ОСП), предприятия по выпуску стандартных
строительных деталей и топливных гранул на основе отходов основного
производства. Это достаточно крупный проект, объем инвестиций составит 14
миллиардов рублей и с объемом предполагаемого производства в 7 миллиардов
рублей в год. Будут созданы небольшие домостроительные комбинаты,
специализирующиеся на производстве каркасных домов, бумаги, ОСП.
Суммарно объем инвестиций составит 150 миллиардов рублей.
- В чем конкурентные преимущества Башкортостана в борьбе за
инвестора?
- Идет борьба не за инвестиции, идет борьба за будущее - и
отдельных регионов, и России в целом. Исходя из глобальности стоящей задачи, к
ее решению стараемся подходить соответствующим образом. И очень хорошо, что
республика изначально имеет ряд преимуществ: это географическое положение,
наличие природных ресурсов, имеющийся опыт развития, скажем так, промышленного
производства. У нас высокая квалификация рабочих кадров, значительная доля
молодежи, а это тоже конкурентное преимущество. Поэтому наши стартовые позиции
сильны.
Думаю, что мы еще не до конца используем свои преимущества.
Республика находится в центре обширной территории с населением примерно в 25
миллионов человек, то есть 1/6 населения России. Это большой рынок, и надо
учиться на нем работать.
- Не секрет, что инвесторов нередко отпугивают сложности при
общении с чиновниками, с представителями местной власти. Есть ли такая проблема
в республике и как ее решать?
- Это действительно очень сложный вопрос, один из
краеугольных, и, не решив его, мы не сможем двигаться вперед. В России картина
меняется от региона к региону: где-то инвесторам просто невозможно работать, а
где-то они это делают с удовольствием. Мы хотим примкнуть к рядам последних-
тех регионов, где всем инвесторам комфортно. Сделать это непросто. Мы являемся
составной частью РФ, и все "болячки" страны переносятся и на нас. Они
известны: забюрократизированность, коррупция, незаинтересованность чиновников и
контрольно-надзорных служб в конечном результате своей работы. Но моя задача
как раз сопротивляться этому и поставить барьер механическому переносу этих
недостатков в регион.
Может быть, отчасти это связано с менталитетом бюрократов, но
в конечном итоге это все-таки недопонимание того, как будет развиваться
современное производство. А ведь от благополучия региона зависит и материальное
благополучие чиновников - будет больше налогов, доходов, в конце концов будет выше
и их зарплата. Но в реальности этой связи сегодня чиновник не понимает и не
ощущает. И порой действует как инопланетянин, которому все равно, будет
инвестор или нет.
Переломить эти недостатки системы сложно, порой невозможно.
Сегодня руководители регионов не имеют возможности влиять на формирование
кадрового состава контрольно-надзорных федеральных органов и контролировать их
работу. Мы видим только со стороны, как по вертикали федеральный центр - регион
перемещаются люди, деньги, ресурсы, административные в том числе.
У нас есть примеры, когда республиканская или городская земля
переходит в федеральный статус, при этом мы планировали размещение там
предприятий, реализацию разного рода проектов. Вообще перевод земель из
категории в категорию - это нечто, требующее колоссальных усилий. И я только
рад тому, что в процессе совершенствования законодательства будет, видимо,
меняться ситуация и в этом невероятно сложном вопросе.
Субъект России должен иметь значительно больше полномочий, в
том числе и для оперативного снятия административных барьеров. Сегодня введены
должности инвестиционных комиссаров в округах, это помощники, но они далеко. Не
каждый день можно будет к нему обращаться, ведь у него десятки субъектов
Российской Федерации. А здесь нужна каждодневная, ежечасная работа.
- Именно поэтому вы выступили инициатором расширения
полномочий регионов?
- Безусловно, я ведь имею значительный опыт работы и в
федеральных структурах, и на уровне субъекта Федерации. И мне понятно, что
полномочия субъектов искусственно занижены. И если на каком-то историческом
этапе это было оправдано, то сегодня является существенным тормозом в развитии
экономики страны и регионов. Я эту позицию сверяю с коллегами-губернаторами,
которые также пришли в субъекты из федеральной власти, и могу сказать, что мы
абсолютно точно понимаем друг друга и синхронно действуем, доводя эти мысли до
руководителей государства. Сегодня порою сверхцентрализация доходит до абсурда.
Мы не можем ремонтировать дороги в сельских населенных пунктах - власть на
местах не имеет денег. Но что это за власть без денег, без ресурсов, без
возможностей? Это фикция власти.
Реально не подкрепив деньгами и соответствующими полномочиями
нижний уровень власти, муниципальных и сельских поселений, мы дальше
продвинуться не сможем. Такая система управления не может быть эффективной,
полезной для людей, и она коррупциогенная.
- В конце прошлого года перед главами муниципальных
образований вы поставили задачу составить карту инвестиционной
привлекательности территорий республики. Насколько успешно она решается?
- Вы знаете, движение началось. Я реалист и понимаю, что за
год-полтора невозможно изменить ситуацию полным образом, но начать движение в
нужном направлении можно.
Главы городов и районов впервые озадачились попыткой системного
подхода в решении проблем своего региона, поиском новых источников доходов.
Властные структуры становятся более открытыми для диалога с обществом. Сегодня
нет ограничения для привлечения инвесторов из соседних территорий - инвесторов,
которые имеют другой взгляд на развитие событий, инвесторов, представляющих
другие общественные организации.
И когда я приезжаю в район, каждый глава мне докладывает,
какие инвесторы приходят, какие собираются открывать производства, по каким
направлениям ведутся работы. При этом у меня только один вопрос: как скоро ты
начнешь стройку или выпуск продукции? Никогда не спрашиваю ни вероисповедание
инвестора, ни его географическое положение, ни его видения ситуации в
республике. И уверен, что скоро, в ближайшие год-полтора, мы получим в
муниципалитетах совершенно другую картину с точки зрения инвестиционного
развития.
|